Современная Япония, западные окраины Токио. Люди застраивают леса и холмы, которые раньше принадлежали тануки — енотовидным собакам. Тануки начинают героическую, но обреченную войну за выживание. Для этого они возрождают древнее искусство превращения. С его помощью они могут превращаться даже в людей...
При создании графического облика тануки Исао Такахата пользовался, в частности, популярной мангой Сигэру Сугиуры (Shigeru Sugiura) «808 тануки» [808 Tanuki].
Тануки — самые большие из распространенных в Японии диких животных. Сейчас они находятся на грани вымирания. Кроме Японии, тануки также водятся в Корее и Китае, а также на российском Дальнем Востоке (бассейн реки Уссури). В 1934 году тануки были расселены в европейской части СССР, и сейчас их ареал обитания доходит до Западной Европы.
Идея снять фильм о тануки пришла Хаяо Миядзаки после его «фильма о свинье» — «Порко Россо» (1992).
В 1995 году фильм выдвигался Японией на
Фильм стал самым кассовым фильмом в Японии по итогам проката 1994 года.
Хэйсэй — период правления императора Акихито. Он начался в 1989 году. Помпоко — период в истории тануки. Звук «пом-поко» тануки издают, когда стучат по своим наполненным животам.
Слово «tanuki» часто переводят как «барсук» или «енот». Это неверно. Енотовидные собаки относятся к семейству Собачьи.
Заседания «Комитета спасения тануки» воспроизводят хорошо знакомые Хаяо Миядзаки и Исао Такахате заседания японских социалистических организаций конца 1960-х.
«Комитет спасения тануки западного Токио» действительно существует, хотя тануки в него не входят. На самом деле его возглавляет Кувахара Норико. Исао Такахата активно консультировался с этой организацией, когда снимал фильм. Кроме тануки, комитет также заботится о енотах и других животных, пытающихся выжить в этом активно застраивающемся регионе.