Ричард Бертон Мэтисон родился 20 февраля 1926-го года, в Аллендейле, Нью-Джерси (Allendale, New Jersey). Его первая история была опубликована, когда ему было всего восемь, в местной газете 'The Brooklyn Eagle'. Окончив технический лицей в 1943-м, Мэтисон отправился на службу в армию США. Впоследствии он поведал о своем армейском опыте в романе 'The Beardless Warriors', который был экранизирован в 1967-м под названием 'Молодые воины' ('The Young Warriors'). После Второй мировой войны Ричард изучал журналистику в Миссурийском университете (University of Missouri), который окончил в 1949-м.
Самый первый его роман, 'Hunger and Thirst', несколько десятилетий игнорировали издательства. Зато первый полноценный его рассказ, 'Рожденный от мужчины и женщины' / 'Родители были людьми' ('Born of Man and Woman'), был напечатан в журнале 'The Magazine of Fantasy and Science Fiction' – и тут же привлек внимание. История повествует о 'чудовищном ребенке', посаженном на цепь в подвале его родителями, и писатель использует едкий неидиоматический английский.
Первый сборник рассказов Мэтисона был опубликован в 1954-м. Между 1950-м и 1971-м годами он сочинил десятки рассказов, часто смешивая элементы научной фантастики, хоррора и фэнтези. Ричард оставался членом Писательской школы Южной Калифорнии в 1950-х и 1960-х, куда входили Чарльз Бомонт (Charles Beaumont), Рэй Брэдбери (Ray Bradbury) и Джордж Клейтон Джонсон (George Clayton Johnson), помимо прочих.
Мэтисон засветился в двух документальных картинах, повествующих о его эпохе: 'Charles Beaumont: The Life o f Twilight Zone's Magic Man' Джейсона Брока (Jason V Brock) и 'The AckerMonster Chronicles!'. Последняя освещала детали из жизни агента и редактора Форреста Дж. Акермана (Forrest J Ackerman).
Некоторые из рассказов Ричарда, такие, как 'Third from the Sun' и 'Deadline', представляли собой не что иное, как простые наброски с интересными развязками. В то же время такие истории, как 'Trespass', 'Being' и 'Mute', разжевывали дилеммы персонажей на 20-30 страниц.
Рассказы 'The Doll that Does Everything' и 'The Funeral' пронизаны сатирическим юмором на жанровые клише, да и истерически раздутая проза в них весьма отличается от обычного скромного слога Мэтисона. В историях 'Steel' и 'The Test' отображена моральная и физическая борьба простых людей, а не вездесущих ученых и супергероев, попадающих в самые необычные передряги.
Произведение 'Дуэль' ('Duel') – история о паранойе, безликой силе зла, преследующей среднего американца, послужило основой для сценария телефильма Стивена Спилберга (Steven Spielberg) с одноименным названием.
Ричард написал сценарии для нескольких телесериалов, включая 'Судебный исполнитель' ('Lawman'), 'Есть оружие – будут путешествия' ('Have Gun – Will Travel') и 'За гранью возможного' ('The Outer Limits'). В первую же очередь, на малых экранах он известен как один из сценаристов сериала 'Сумеречная зона' ('The Twilight Zone'), обязанного Мэтисону многочисленными эпизодами, в том числе 'Кошмар на высоте 20.000 футов' и 'Пропала девочка'. Последний рассказывает о случайно попавшей в четвертое измерение девочке.
Мэтисон признался, что для многих своих работ черпал вдохновение из реальности. Произведение 'Дуэль' родилось после того, как Ричард и его друг Джерри Сол (Jerry Sohl) едва не стали жертвой автоаварии с участием массивного грузовика в тот же самый день, когда произошло убийство Джона Кеннеди (John Kennedy).
Сцена из фильма 'Сделаем это снова' (' et's Do It Again') 1953-го, в которой Альдо Рэй (Aldo Ray) и Рэй Милланд (Ray Milland) надевают друг другу шляпы, одна из которых оказывается велика Милланду, навела Мэтисона на мысль: 'А что, если кто-то оденет свою шляпу, но произойдет то же самое?'. Эта идея переросла в произведение 'Невероятно худеющий человек'.
Свое начало история 'Где-то во времени' получила в момент, когда Мэтисон увидел постер фильма с прекрасным изображением Мод Эдамс (Maud Adams), актрисы 19-го века, и задумался, что могло произойти, влюбись кто-то в это старинное изображение.
Двое детей Мэтисона, Крис и Ричард Кристиан, стали писателями и сценаристами.
Мэтисон умер в своем доме в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (Los Angeles, California), 23 июня 2013-го, всего за несколько дней до вручения премии 'Сатурн' ('Visionary award'). Ричард был награжден посмертно. Президент Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов, Роберт Холгин, заявил, что достижения Ричарда останутся жить в воображении каждого, кто читал или видел его воодушевляющие и неповторимые работы'.
Стивен Кинг (Stephen King) заявил, что Мэтисон оказал влияние на его творчество, и что посвятил этому писателю свой роман 'Мобильник' ('Cell'). Писательница Энн Райс (Anne Rice) призналась, что рассказ Мэтисона 'A Dress of White Silk', прочитанный ею в детстве, пробудил в ней интерес к фэнтези и историях о вампирах.
Режиссер Стивен Спилберг, отдавая дань уважения Мэтисону, заявил: 'Полное иронии и знаковых образов, воображение Ричарда Мэтисона породило оригинальные научно-фантастические истории и помогло мне добиться моего первого признания, когда Мэтисон написал историю и сценарий для фильма 'Дуэль'. Его истории для сериала 'Сумеречная зона' – мои любимые, и в последнее время мы работали с ним над 'Живой сталью' ('Real Steel'). Для меня Мэтисон – представитель той же 'весовой категории', что и Брэдбери, и Азимов (Isaac Asimov)'.