Мартин Скорсезе Маркантонио Лучано, итальянец по происхождению, родился в Нью-Йорке. Семья Скорсезе жила в "Маленькой Италии" - самом криминальном квартале Манхэттена. Правда, родители Мартина - Чарлз и Кэтрин Скорсезе - были мирными людьми и ревностнейшими католиками. С детства он был болен астмой, плевритом и страдал от других заболеваний, что не давало ему заниматься спортом и играть в подвижные игры. Мальчик был изолирован от других детей в этом суровом районе. После школы он поступил в семинарию, намереваясь стать священником, но через год бросил учебу и приступил к осуществлению своей мечты детства - кино.
Кино
Он поступил в Школу Кино при Нью-Йоркском университете, где позже сам работал преподавателем. За это времяснял несколько студенческих короткометражек, отмеченных призами, включая "Что такая хорошая девочка как ты делает в таком месте?" (1963),"Дело не только в тебе" , "Мюррэй" (оба в 1964), и "Большое бритье" (1967), которые завоевали приз на различных кинофестивалях. Он работал преподавателем до 1970 года и за это время поставил первый художественный фильм "Кто стучится в мою дверь?" (1968), первоначально названный "Я сначала позвоню".
В 1970 году Скорсезе был назначен одним из старших монтажеров документального фильма "Вудсток" и был ассоциативным продюсером другого документального фильма, "Medicine Ball Caravan" режиссера Франсуа Райхенбаха. Недолого поработав на избирательную команду телевидения CBS-TV, освещавшую Хьюберта Хамфри, Скорсезе выпустил второй художественный фильм "Берта из товарного вагона" (1972), кровавое продолжение гангстерского фильма Роджера Кормэна "Кровавая мама". Фильм был обычным, но дал молодому режиссеру возможность работать в системе Голливуда и проложил дорогу к его феноменальному росту в грядущие годы.
Первым значительным фильмом стали "Злые улицы", в котором внимание снова направлялось на изучение характера, а не на сюжет. Одну из главных ролей в этом фильме сыграл Роберт де Ниро. С тех пор Де Ниро стал любимым актером Скорсезе.
Если "Злые улицы" лишь обратили внимание публики и критиков на молодого талантливого режиссёра умело соединяющего в своих картинах поэтику и грубые, неприкрытые художественными изысками черты окружающей реальности, то вышедший на экраны в 1974 году фильм "Алиса здесь больше не живёт" заставил говорить о Скорсезе, как о не просто подающим надежды, но уже сформировавшемся мастере.
Картина участвовала в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а Эллин Берстин получила Оскар. "Алиса здесь больше не живёт" остаётся единственным road-movie в фильмографии Скорсезе. История женщины потерявшей мужа, и нашедшей в себе силы отправиться с маленьким сыном в город Монтерей в надежде воплотить свою мечту и стать певицей далека от слащавых побасёнок с неминуемым хэппи-эндом. В картине вновь был задействован Кейтель, а также 12-летняя Джоди Фостер через два года блеснувшая в "Таксисте".
Премьера "Таксиста" состоялась на Каннском кинофестивале, где фильм был удостоен высшей награды – Золотой Пальмовой Ветви.
В 1977 году на экраны выходит новый фильм творческого тандема Скорсезе-Де Ниро "Нью-Йорк, Нью-Йорк" - ностальгический и яркий знак уважения голливудским мьюзиклам 1940-х годов. В 1980 Скорсезе выбрал черно-белое изображение для того, чтобы передать обнаженный реализм, брутальную силу и психологическую напряженность в истории о бывшем чемпионе по боксу в среднем весе Джейке Ла Мотта в картине "Бешеный бык" (1980). По авторитетному опросу кинокритиков "Бешеный бык" был признан лучшим фильмом десятилетия.
Далее Скорсезе меняет жанры, но продолжает тему темной стороны городской жизни в драме с элементами черной комедии "Король комедии" (1983). Очень оригинально рассмотрены аспекты городской ночной жизни в забавном, стильном и немного кошмарном фильме "После работы" (1985), который принес Скорсезе приз за режиссуру в Каннах.
После "Цвета денег", мастерски выполненного, но вполне прозаичного продолжения фильма Роберта Россена "Игрок" (The Hustler), Скорсезе запустил давно задуманный проект "Последнее искушение Христа" (1988). Поставленный точно по роману Никоса Казантзакиса, фильм вызвал нападки религиозных групп скандальным изображением Христа в виде уязвимого, чувственного человека, страдающего от внутренних конфликтов, сомневающегося в себе и обуреваемого слишком земными желаниями. Но картина выиграла Приз кинокритики в Венеции и принесла Скорсезе еще одну "оскарную" номинацию.
В 1990 году Скорсезе снимает криминальную драму "Славные парни" сразу же ставшую эталоном гангстерского кино. Фильм принес ему еще одну "оскарную" номинацию, Призы Британской академии киноискусства за лучший фильм и режиссуру, "Серебряного льва" за режиссуру на МКФ в Венеции. Затем он снова добивается успеха римейком триллера 1962 года "Мыс страха" (1991) с Ником Нолти и Робертом Де Ниро.
Неожиданной переменой выглядит изысканная адаптация книги Эдит Уортон "Эпоха невинности" (1993) с Мишель Пфайффер и Дэниэлом Дэй-Льюисом.
В 1995 году снова выходит фильм о гангстерах, "Казино", перекликающийся с картиной "Славные парни", в 1997 году Скорсезе снимает неторопливую, созерцательную ленту "Кундун" о жизни Далай-Ламы, а в 1999 году по роману Джо Коннелли он снял драму "Воскрешая мертвецов" с Николасом Кейджем в главной роли.
Одним из самых цитируемых в СМИ фильмов 2002 года были "Банды Нью-Йорка". Причин для столь пристального внимания прессы было предостаточно. Это и конфликт Ди Каприо со Скорсезе, и строительство полной копии Нью-Йорка XIX века на одной из римских студий, и тяжба режиссёра с продюсерами за право окончательного монтажа, и абсолютный антирекорд Оскара - имея десять номинаций в основных категориях, фильм не получил ни одну.
Погоня за Оскаром оказалась неудачной для Скорсезе и с фильмом "Авиатор", вышедшем в 2004 году. Это была седьмая номинация на награду Американской киноакадемии, которую он так и не выиграл.
Долгожданная золотая статуэтка нашла своего обладатедя только в 2007 году, Мартин Скорсезе получил ее как лучший режиссер за криминальную драму "Отступник".
В 2008 году вышел документальный фильм Мартина Скорсезе о британской рок-группе Rolling Stones. В основу картины был положен концерт Stones, состоявшийся 1 ноября 2006 года в нью-йоркском зале Beacon Theater. К созданию фильма классик американского кино привлек Альберта Мейслеса (Albert Maysles), снявшего в 1970 году документальную ленту "Gimme Shelter" о легендарном концерте Rolling Stones в Альтамонте. Исполнительными продюсерами будущего фильма стали сами участники группы- Мик Джаггер, Ронни Вуд, Чарли Уоттс и Кейт Ричардс.
На счету Мартина Скорсезе это уже третий документальный проект об известных музыкантах: в 1978 году он сделал фильм "The Last Waltz" о прощальном концерте группы The Band, а в 2005-ом он выпустил телефильм о Бобе Дилане "No Direction Home".
Сейчас режиссер работает над несколькими проектами. На главные роли в новой картине Мартина Скорсезе под названием Silence ("Молчание") приглашены известные актеры Дэниел Дэй Льюис и Бенисио дель Торо. Также идет работа над документальными фильмами о 26-м президенте США Теодоре Рузвельте и о Джордже Харрисоне, участнике группы "The Beatles".
Личная жизнь
15 мая 1965 года Мартин женился в первый раз — на будущей актрисе Ларрэйн Бреннан. В качестве воспоминания об этом скоропалительном союзе осталась дочь Кэтрин. Вскоре этот проклятый брак дал трещину. Ведь Ларрэйн была молода и честолюбива, она мечтала о блестящей актерской карьере. Она была прекрасной подругой, любовницей и даже матерью, но совершенно не годилась на роль сиделки. А Мартину была нужна скорее не жена, а бесконечно терпеливая сестра милосердия. В 1970 году Скорсезе развелся с женой и уехал в Голливуд.
В 1975 году некая журналистка Джулия Кэймерон, пришедшая взять у него интервью, незаметно осталась с ним на 4 года. Джулия Кэймерон оказалась не только талантливой журналисткой и обворожительной женщиной, но и хорошей сценаристкой... Увы, брак был недолог. Снимая "Нью-Йорк", Скорсезе влюбился в исполнительницу главной роли - Лайзу Миннелли и между ними завязались любовные отношения. Жена режиссера Джулия Кэмерон, к тому времени уже беременная, постоянно находилась на съемочной площадке, и в конце концов ей пришлось подать на развод, невзирая даже на то, что всего через месяц у них родилась дочь Доменика.
В сентябре 1979 года Мартин Скорсезе женился на красавице Изабелле Росселлини, дочери знаменитого режиссера Роберто Росселлини и кинозвезды Ингрид Бергман. Их брак был похож на ураган - столкнулись два бурных итальянских темперамента. Ревность Мартина к красивой и удачливой жене носила прямо-таки параноидальный характер. Этот брак был обречен. Мартин развелся с Росселлини в 1983 году и снова пустился на поиски подруги жизни...
В феврале 1985 года очередной женой Скорсезе стала Барбара Де Фина. Она взяла на себя уход за Мартином. А заодно стала продюсером практически всех его фильмов, снятых в 90-е годы. Более того, она продолжает работать со Скорсезе и по сей день, хотя они расстались уже несколько лет назад.
После развода с Барбарой де Фина режиссер женился 22 июля 1999 года на издательнице Хелен Моррис. "Шестой брак для католика - не шутка, - признается Скорсезе. - С другой стороны, квартал, в котором я рос, славился тем, что похороны там случались куда чаще, чем свадьбы. С тех пор свадьбы кажутся мне единственной защитой против смерти". Словом, никто уже не верит, что этот брак для 56-летнего режиссера окажется последним...