Семья
Аллен родился и вырос в городе Нью-Йорк (в квартале Мидвуд в Бруклине) в еврейской семье. Дедушка и бабушка Аллена были эмигрантами, родными языками которых были идиш и немецкий. Его мать Нетти работала бухгалтером в семейном кондитерском магазине, а отец — Мартин Кёнигсберг — владел профессиями официанта и гравёра-ювелира. Оба его родителя родились и выросли в квартале Нижний Ист-энд, на Манхэттене. У Аллена также есть младшая сестра Летти (родилась в 1943).
Школьные годы
Аллен с детства говорил на идише и первые восемь лет посещал еврейскую школу, после чего перешел в старшую школу в Мидвуде. В школе Аллен носил прозвище «Рыжий (Red)» из-за рыжего оттенка волос.
Хотя потом на сцене и в своих фильмах он изображал себя как человека физически слабого и некомпанейского, в школе он отлично играл в бейсбол и баскетбол, показывал другим ученикам различные фокусы, и был окружён товарищами.
Чтобы заработать денег, он начал писать шутки для газетных колонок. Когда Аллену было шестнадцать лет, его талант «открыл» комик Милт Кэмен, который устроил начинающего писателя-юмориста в популярное шоу к Сиду Сизару.
По окончании старших классов Аллен поступает в Нью-Йоркский университет, где изучает курсы коммуникации и кинематографии. Аллен не отличался особым прилежанием, «провалил» кинематографию, и был через некоторое время исключён. Позже он непродолжительное время посещал Городской колледж Нью-Йорка.
Личная жизнь
Первой женой Аллена стала Харлин Розен, с которой они познакомились на любительском джазовом концерте, где Аллен играл на саксофоне, а Розен — на фортепиано. Они поженились 15 марта 1956 года в Голливуде, после чего переехали в Нью-Йорк, где Аллен работал над шутками для различных шоу, а его жена изучала философию. Этот брак продлился пять лет. Со своей второй женой, актрисой Луизой Лассер, Вуди Аллен прожил в браке три года, с 1966 по 1969. После Лассер он не вступал в брак до 1997 года.
Отношения Вуди Аллена с Дайан Китон, начавшись с её появления в спектакле Аллена «Сыграй это снова, Сэм» в 1970, оказали существенное влияние на творчество режиссёра. Несмотря на то, что романтические отношения между Алленом и Китон были недолгими, их дружба и активное творческое сотрудничество продлились еще на многие годы.
В 1980 начались 12-летние отношения Аллена с актрисой Миа Фэрроу, которая сыграла главные роли в 13 его фильмах. Они никогда не были женаты, однако у них есть общий сын Ронан Шимус Фэрроу, а также двое приёмных детей: Мэлоун и Миша (Мозес) Фэрроу. «Развод» Вуди Аллена и Миа Фэрроу в 1992 сопровождался громким скандалом и судебными процессами, в результате которых Аллен был лишён возможности видеться с приёмными детьми, а встречи c сыном Ронаном были сильно ограничены.
Причиной разрыва с Миа Фэрроу стал роман Аллена с 22-летней Сун-Йи Превен, приёмной дочерью Фэрроу и её бывшего мужа Андре Превена. В 1997 году Сун-Йи Превен и Вуди Аллен поженились. В дальнейшем они также удочерили двух девочек, назвав их Бэчет и Мэнзи в честь джазовых музыкантов Сидни Бэчета и Мэнзи Джонсон.
Творчество
Студентом нью-йоркского университета начал писать скетчи для телевидения, ночных клубов и журналов. В 1965 г. был принят к постановке его первый сценарий "Что нового, киска?", и сам Аллен получил в фильме небольшую роль, которая стала для него неплохой рекламой.
В 1969 г. Аллен дебютировал на экране как режиссер комедии "Забирай деньги и беги" и с тех пор выступает в кино в трех ипостасях: как сценарист, актер, режиссер. Лишь в редких случаях Аллен отказывает себе в удовольствии исполнить им же самим придуманные шутки.
Маленького роста, рыжеволосый, с большим носом и с лицом, усыпанным веснушками, Аллен, кажется, самой природой созданный для роли клоуна, отнюдь не сразу нашел собственную исполнительскую манеру. В ранних картинах ("Бананы", 1970; "Сыграй еще раз, Сэм", 1971; "Спящий", 1973; "Любовь и смерть", 1975) он явно подражал грубоватому стилю братьев Маркс. Нагнетание абсурдности, саркастическая издевка над публикой, откровенное ухаживание за прекрасным полом - все это появилось у актера под их влиянием. Без особого труда Вуди удалось завоевать репутацию остроумного насмешника, блестяще владеющего секретами комедийного жанра. Однако, он всеми силами пытался освободиться от амплуа шутника, хохмача, словом, "несерьезного человека", и это ему удалось.
В фильмах "Энни Холл" (1977), "Манхэттен" (1980), "Воспоминания о "Звездной пыли" (1980) появился Вуди Аллен как уже не комедийный, а драматический и даже порой трагический актер. Сама исполнительская манера подверглась коренному изменению. На смену сатирическим интонациям пришла меланхолическая самоуглубленность. Разящая сатира превратилась в грустное подтрунивание над собой, своими слабостями, ущербностью, недостатками. И хотя в этих картинах тоже немало остроумных шуток и забавных сценок, чувство горечи и сожаления пересиливает их. Время, когда Вуди комиковал, сыпал остротами, ушло безвозвратно.
Единственным напоминанием о тех временах стал фильм "Зелиг" (1983), настоящий шедевр Аллена-режиссера и актера. Его буйное воображение создало фантастический образ уникального человеческого индивидуума, способного без всяких усилий менять свою внешность и без труда выходить из любой ситуации. Вуди придумал этот образ, чтобы показать, как опасен конформизм для общества, для нравственного здоровья нации.
Являясь протагонистом собственных фильмов, Аллен не отказывается сниматься и у других режиссеров. Его лучшая работа "Подставное лицо"' М. Ритта (1976), в котором он сыграл маленького человека, волей судьбы вовлеченного в историю и попавшего под ее жернова. Говард Принс - антипод лирического героя актера, тонкого, подверженного сомнениям интеллектуала, смотрящего на мир сквозь призму иронии. Но это не помешало Аллену быть убедительным и в роли филистера, решившего сколотить маленький капитал на несчастье других людей.
В последние годы Вуди в основном играет небольшие роли в своих фильмах ("Дэнни Роуз с Бродвея", 1984; "Преступления и проступки", 1989; "Тени и туман", 1991). Он сильно изменился внешне, постарел, утратил былую прыть. Сама исполнительская манер" Аллена стала менее броской, зато более тонкой и выразительной, помогая создать трогательный в своей беззащитности образ современного интеллигента. Особенно выделяется здесь его новелла в фильме "Нью-йоркские истории" (1989), показывающая неравный поединок робкого холостяка Шелдона Майлза с авторитарной мамашей.
Со всей страстью отдаваясь кино, Аллен никогда не забывал и литературу. Он является автором шести юмористических книг.