Артур Викторович Ваха родился 13 января 1964 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). По отцу у Артура эстонско-немецкие корни. Ваха - эстонская фамилия, в переводе означающая "воск". Однако актер считает, что его "характер не совсем соответствует этому значению". Зато его пластичность и способность к перевоплощениям на сцене и на экране вполне в духе этого мягкого и податливого материала.
Первые годы своей жизни Артур провел в коммуналке у Литейного моста на набережной Робеспьера. И став взрослым, сменив немало квартир и поняв, что в районах новостроек никогда не почувствует себя комфортно, Артур периодически возвращался в эту квартиру, где до 2002 года продолжала жить его мама Воля Васильевна - режиссер, профессор, преподаватель актерского мастерства. Теперь Артур снова живет вместе с мамой в просторной двухкомнатной квартире недалеко от метро "Владимирская". К сожалению, она его почти не видит: у сына много работы. Но выход был найден: Артур подарил ей кошку. Увидел у друзей и захотел точно такую же. "У меня всегда были собаки, - рассказывает актер, - пять собак, поочередно, конечно. Два фокстерьера, потом «сомнительный» спаниель (помесь с дворнягой), такса и дог. Теперь у меня живет лысая кошка. Вообще я не люблю кошек, но это какое-то странное «инопланетное» существо, порода - донской сфинкс. Там, где она раньше жила, ее звали Барби, но мы ей дали новое имя - Варвара".
В детстве Артур Ваха и не думал о профессии актера, он мечтал стать хирургом. Возможно, именно эта мечта воплощена в образе врача Алексея Суздальцева из сериала "Линии судьбы". И все-таки, как говорит сам Ваха, то, что он станет артистом, было предопределено - ведь он из театральной семьи. Уже в шестилетнем возрасте Артур впервые вышел на сцену. Его дебютом стала роль Алеши Чешкова в постановке Игоря Владимирова "Человек со стороны". Как раз во время репетиций этого спектакля мама будущего артиста (по первому образованию архитектор - по ее проекту построен один из жилых кварталов Таллинна), окончив театральный институт, проходила практику в Театре Ленсовета. Тогда Владимиров и обратил внимание на сына своей ассистентки. В течение шести лет выходил юный Артур на одну сцену с такими мастерами своего дела, как Алиса Фрейндлих, Леонид Дьячков, Анатолий Равикович. В это же время мальчик пересмотрел в театре массу спектаклей: и детских, и взрослых. Однако ни в театральных кружках, ни в студиях художественного слова наш герой не занимался. Два года, по его словам, он "распиливал бандуру виолончели", но и музыка была забыта. В школе Артур также не отличался прилежанием и умудрился сменить четыре школы, прежде чем получил аттестат о среднем образовании.
Студенческие годы
Тройки в табеле за восьмой класс не позволили ему продолжить учебу в школе, а идти в ПТУ юноша не собирался, поэтому поехал в Горький поступать в театральное училище. Правда, до экзаменов он так и не дошел, а вернулся в родной город и поступил в студию Мюзик-холла, где в ту пору преподавала его мама. Получая в студии профессию артиста разговорного жанра, Ваха экстерном закончил десятилетку и в 1980 году поступил в ЛГИТМиК на курс Владимира Петрова (вместе с ним в группе оказались Александр Лыков и Лариса Гузеева).
Театральная известность пришла к Артуру уже в студенческие годы. В одном из спектаклей курса он играл главную роль - Фанфана-Тюльпана, и многие зрители ходили в Учебный театр именно "на Ваху". Его Фанфан был действительно великолепен! Причем, несмотря на отсутствие опыта, молодой актер сумел избежать подражания знаменитому Жерару Филиппу. И все-таки мне больше дорога работа Вахи в еще одном учебном спектакле "Красное вино победы", где он трогательно и пронзительно исполнил роль молодого шофера Михая, потерявшего на войне обе руки.
Театр
В 1984 года Артур Ваха окончил институт и был приглашен в Театр Комедии. Однако сначала ему пришлось отслужить в армии, в танковых войсках. В танк он поместиться, правда, не смог, поэтому служил в ремонтной базе. "Не жалею, что пришлось полтора года оттрубить, - рассказывает Артур. - Время не прошло впустую, армия немножко расшатала нервы, что очень полезно для актера". Сразу же после армии Ваха был принят в штат Театра Комедии.
Первой серьезной ролью в театре для Вахи стал сэр Эгьючик из "Двенадцатой ночи" Шекспира. И опять актер не поддался искушению скопировать рисунок этой хрестоматийной роли с кого-нибудь из своих знаменитых предшественников. Более того, он и сам себя старался не повторять от представления к представлению, добавляя к роли новые краски, оживляя ее яркими импровизациями, выискивая в привычной роли что-то новое и для себя, и для зрителей. "...А так просто выходить на сцену со вчерашним спектаклем неинтересно", - заметил актер в одном из интервью.
Потом в Театре Комедии Ваха переиграл немало значительных ролей. Среди них Тень в спектакле по пьесе Е.Шварца, Клеонт в "Страстях по Мольеру", Алджернон из "Как важно быть серьезным" О.Уайльда. Актер играл в спектаклях "Клавир для начинающих карьеру" по пьесе Салтыкова-Щедрина "Тени", "Виновник торжества" по пьесе Б.Рацера и В.Константинова, "Мой вишневый садик" по пьесе молодого драматурга А.Слаповского. Среди сценических персонажей Артура Вахи особо выделяется колоритный и, безусловно, обаятельный авантюрист-неудачник Аметистов из "Зойкиной квартиры". Недаром в одном из интервью актер отмечает, что именно от этой роли получает наибольшее удовольствие.
Был Ваха занят и в постановках других театров: "Кушать подано!!!" "Приюта комедиантов", "Село Степанчиково и его обитатели" театра "Фарсы", "Таланты и поклонники" АБДТ им. Г.Товстоногова. Сразу в пяти ролях появлялся наш герой в антрепризном спектакле "Смерть Тарелкина". В постановке "Деревенская жена" Артур Викторович выходил на сцену родного театра вместе с дочерью Мэри, пока она не выросла из роли маленького ангелочка. Со своей женой - матерью Мэри - актрисой Театра Комедии Ириной Цветковой Ваха расстался, но дочь не обделена отцовским вниманием. Наверное, поэтому на вопрос, кем она хочет быть, Мэри отвечает: "Как папа".
В 2002 году Ваха уволился, но из театра не ушел, и это, как считает сам актер, не парадокс, просто его отношения с труппой стали другими. Три года Артур Викторович был "свободным художником", а в 2005 году обрел новый дом в Театре Ленсовета, в котором когда-то начинал свою театральную карьеру, а теперь продолжил ее успешным исполнением роли Андрея Бабичева в премьере театра по пьесе Ю.Олеши "Заговор чувств". Эту роль в стильном спектакле М.Бычкова критика считает лучшей работой актера за последние десять лет. Сейчас из перечисленных театральных работ в репертуаре актера осталась, к сожалению, лишь малая часть. Видимо, слишком много времени занимает кино. За 20 лет выпустил на этой «родной» сцене более 20-ти спектаклей.
Кино
Началом своей кинобиографии Артур Ваха считает роль Херца в фильме Юрия Мамина "Бакенбарды". Хотя актер и снимался в телевизионных спектаклях и эпизодах в кино еще со студенческих времен, но уверяет, что до этого фильма все было "совершенно незначительное" и не запомнилось даже ему, не говоря уж о зрителях. За "Бакенбардами" последовал фильм Титова "Анекдоты", потом Ваху снял в нескольких своих фильмах Дмитрий Астрахан, который в то время был главным режиссером Театра Комедии.
Но, пожалуй, настоящую популярность принес Вахе многосерийный фильм "По имени Барон", где актер с блеском сыграл местечкового покорителя женских сердец и игрока Хамчика. Этой своей ролью, как и работой с режиссером Дмитрием Светозаровым, Артур Викторович остался доволен. "Хотя я не всему верю и очень самокритично отношусь к своей работе, не умею собой восторгаться, - но тут уж не могу не поверить, потому что все говорят, что моя работа в «Бароне» получилась хорошо. Мне самому она понравилась. Конечно, я Дмитрию Светозарову безмерно благодарен за то, что он меня взял в такой замечательный фильм", - заявил актер в интервью газете "TV-день".
Большинство героев Вахи авантюристы и ловеласы. Совсем другую роль довелось сыграть актеру в фильме С.Снежкина "Женский роман". Петр Солдатов - честнейший человек, воплощение самых лучших качеств. Трагическая смерть жены погружает его в депрессию, а к жизни возвращает - новая любовь. И хотя его избранница любит другого, "стойкому оловянному Солдатову" (таково было рабочее название фильма) вполне достаточно любить самому. "Моя роль, - отмечал артист, - как у нас говорят, "на сопротивление"; это совсем не я, даже близко ничего нет. Но актеру всегда хочется сыграть то, чего он в жизни никогда не делал".
Вслед за "Женским романом" Снежкин взялся за исторический фильм "Брежнев", в котором Ваха сыграл героя в молодости. Искренне жаль, что постановщики отказались от первоначальной идеи сделать Артуру возрастной грим. Думаю, образ легендарного генсека получился бы более цельным. И фильм только выиграл бы от этого. Но и в урезанном варианте роль молодого Брежнева - несомненная удача актера.
В кино Ваха с недавних пор занимается еще и озвучанием. Бывает, он озвучивает по два человека за серию на разные голоса. Причем так мастерски изменяет голос, что однажды даже мама не узнала его в одном персонаже. Ваху можно услышать и в "Параллельных мирах", и в "Империи под ударом".
Таким образом, отношения с кино у Артура Викторовича сложились разносторонние. И все-таки, Ваха, когда его спрашивают, где ему лучше работается, как и большинство театральных актеров, отвечает: "Конечно, в театре. Даже вопросов нет. Но в кино тоже есть своя как бы романтика, своя тусовка, - добавляет актер. - Поскольку там процесс съемки длительный, там даже не столько работа важна и интересна, сколько вообще жизнь этой каши кинематографической".
Сейчас Ваха снова снимается у Сергея Снежкина, на этот раз в детской комедии "Двое с лицами малолетних преступников". Действие фильма разворачивается вокруг выигрышного лотерейного билета, за которым охотятся подростки, бомжи и члены общины ассирийцев. Вместе с Вахой в комедии снимаются Константин Воробьев, Ольга Самошина, Валерий Кухарешин.
Получив в 1999 звание "Заслуженного артиста России", Ваха отнесся к этому с присущим ему юмором. На вопрос корреспондента о том, важно ли для него звание, актер ответил: "Очень!.. Этот статус дает право на отдельный гостиничный номер на гастролях".
Немного о личном
Артур Ваха любит ездить на мотоцикле, любит путешествовать. Одна из его недавних поездок - в Египет, хотя это не совсем путешествие, актер был там на съемках нового сериала про морской спецназ "Морские котики".
До этого Артур с друзьями ездил в Таиланд; пожив там недельку, поехали в Бирму, в Гималаи, в буддистский монастырь. Он легок на подъем, и в жизни ценит искренность и простоту в отношениях. У актера даже есть тост, который он сам придумал: «За глубину чувств и легкость бытия».
Наш герой не любит ремонт. Он умеет сверлить стены, пробивать проходы из комнаты в комнату, но делает он это без удовольствия. У него даже есть своя философия, связанная с ремонтом: "Если человек зачастил с ремонтом - значит, его что-то не устраивает в личной жизни, значит, надо задуматься о другом - о душе, например... Хочешь поклеить обои? Задумайся о душе". Зато Артур Викторович любит готовить свое фирменное блюдо - ирландское рагу. Вот его рецепт от Вахи: "Когда не знаешь, что готовить, открываешь холодильник и все, что в нем находишь, скидываешь на одну сковородку". А еще Ваха любит стихи. С ними связана одна забавная ситуация. Вот как о ней рассказывает сам ее герой.
"Тогдашний главный режиссер Астрахан за какую-то небольшую провинность лишил нас с женой - у меня была жена, актриса нашего театра - премии. А у нас только-только дочка родилась, я сидел с ней на даче, жена приезжает в слезах. Без премии вообще не прожить, зарплата - три копейки. Я ночь не спал, придумал, что делать: приехал в театр, надел смокинг, взял котелок (поставил его для сбора денег) и стал читать поэтов Серебряного века. А ребята написали плакат-петицию к народу. Народ слушал, кидал деньги, накидали зарплаты четыре, наверное. Даже доллары попадались. Режиссер и директор бегали вокруг меня, но ничего поделать не могли. Признаюсь, мне такой способ зарабатывания понравился, стал подумывать, а не пойти ли на следующий день. Но тут меня директор поймал: «Получи в кассе материальную помощь». Я человек неконфликтный, меня нужно долго заводить, но уж тогда выдам по полной".
Ваха не только знает много стихов наизусть, бывает, он пишет их сам.