«Я человек, который страдает оттого, что не умеет говорить "нет". До сих пор не научилась. Понимаю, что не надо иной раз помогать, душа не лежит, а все равно делаю то о чем просят. Вот научусь отказывать - и буду самым счастливым человеком».
«Хочу стать знаменитой актрисой»
Елена Алексеевна Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Житомирской области, в городе Новоград-Волынском.
Мама Елены Яковлевой, Валерия Павловна - сотрудница НИИ, отец - Алексей Николаевич - военнослужащий, из-за чего семье приходилось очень часто переезжать с места на место, из города в город.
Как следствие, Елена Яковлева сменила много школ. Школу Елена Яковлева оканчивала в 1978 году в Харькове, где в это время служил ее отец, военный. В школе не любила точные науки. На выпускном балу ребята решили опустить в бутылку из-под шампанского записки со своими заветными желаниями: чтобы проверить когда-нибудь потом, сбылось или нет. Лена Яковлева, громыхнув деревянными сабо на высоченной платформе (тогда это было страшно модно), первой отважно просунула в узкое бутылочное горлышко бумажку: "Хочу быть знаменитой артисткой".
ГИТИС
В 1978 году Елена Яковлева окончила школу и пошла пробовать свои силы в Харьковский институт культуры. Однако на экзамене ей заявили, что у нее совершенно отсутствует сценическая заразительность. После провала на вступительных испытаниях она пошла работать библиотекарем в Харьковскую научную библиотеку имени Короленко. А затем трудилась на радиозаводе.
В это время ее все же не оставляли мечты о сцене. Успела поработать и библиотекарем, и картографом, но в 1980 году все-таки решила осуществить свою мечту и, приехав в Москву, с первой же попытки поступила в ГИТИС. По приезду в столице у нее в кармане была лишь небольшая сумма денег. Девушка четыре дня жила на вокзале, а затем устроилась в дешевую гостиницу. На нее то и ушли почти все деньги. Впрочем, такие трудности вовсе не остановили девушку.
На вступительных экзаменах читала монолог из "Воскресения": "Уехал, уехал..." В честь Семиной". В ГИТИСе (1980-1984) Елена Яковлева училась в мастерской Владимира Андреевича Андреева. Училась в ГИТИСе по-всякому, выскочила замуж за студента младшего курса. Окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра "Современник" - за включение её в труппу театра члены художественного совета проголовали единогласно - это редчайший случай.
«Современник»
С 1984 года Елена Яковлева играет в "Современнике". Уходила как-то на три года в Театр имени Ермоловой, чтобы сыграть главные роли в "Идиоте" и "Горе от ума". Но потом поняла, что родной ей коллектив - это "Современник". Говорит, что не понимает тех актеров, которые мечутся из театра в театр. Зависть коллег ей незнакома. И вообще, Галина Волчек утверждает, что Яковлева - это "ее" актриса, вслед за Лавровой и Нееловой. Что и подтверждается занятостью. Очень часто на вахте театра для Яковлевой поклонники оставляют "набор Каменской": кофе, сигареты и грейпфрутовый сок.
Дебютом на сцене театра стал спектакль "Двое на качелях" (1984). Спектакль был поставлен Галиной Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Первым партнером Елены Яковлевой в этом спектакле был Николай Попков. А в 1986 году Елене Яковлевой предложили перейти в театр им. Ермоловой. Но с 1990 года всё вернулось на круги своя - Елена Яковлева вновь в "Современнике".
Дебют в кино
Учась в ГИТИСе Елена Яковлева дебютировала в кино. На третьем курсе она приняла участие в съемках музыкальной лирической комедии «Двое под одним зонтом» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Яковлевой досталась роль второго плана. Она стала цирковой артисткой Лерой.
«Меня позвали на пробы к ленте «Двое под одним зонтом» на Одесскую киностудию. Приезжаю «на место» и, конечно, направляюсь прямиком на пляж – так сказать «подзагореть» захотелось. Полежала под солнцем всего часик, так, сяк полежала и встаю - вся красная, как рак. Тогда же еще не было солнцезащитных кремов. И когда пришла на киностудию, я даже не могла одежду надеть – все жгло беспощадно. Спасибо режиссерам, что несмотря на это меня все равно утвердили. Кстати, до съемок я весила много - шестьдесят восемь килограмм, а после – «скатилась» до сорока пяти», - вспоминает актриса. Вместе с Еленой Яковлевой в фильме снимались такие мастера, как Иннокентий Смоктуновский, Наталья Андрейченко и Ивар Калныньш.
В 1986 году выходит фильм Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», в 1987 – «Время летать» Алексея Сахарова, в 1989 – «Лестница» того же режиссера. На III Международном кинофестивале фантастических фильмов в Риме за роль в фильме «Лестница» Елена получила главный приз.
На протяжении 80-х годов Елена Яковлева много снималась - настоящим прорывом стала потрясающей силы роль Тани Зайцевой в фильме "Интердевочка" (1989), поставленном Петром Тодоровским по повести Владимира Кунина. После фильма актрису приглашал сниматься обнаженной «Плейбой», но Яковлева отказалась.
В начале 1990-х годов она снялась в таких картинах, как детектив "Черный квадрат", драмы "Воспитание жестокости у женщин и собак" и "Анкор, еще анкор!". Кстати, одна из последних работ актрисы - фильм счастливого для нее режиссера Петра Тодоровского "Такая чудная игра", а другая - главная роль в многосерийном телефильме "Петербургские тайны", поставленном Леонидом Пчелкиным и "Ретро втроем" (1998).
Запомнилась Елена Яковлева и в фильме «Шальная баба», где истово сражалась за свое счастье, доказывая, что не совсем правы те, кто считает женщин слабым полом. У героини Яковлевой в этом фильме украли ребенка, а она шла напролом в борьбе с преступниками, в результате чего добро победило зло. Казалось, что после «Интердевочки» Яковлевой вряд ли удастся сыграть что-то более резонансное. Но вмешалось телевидение.
Если участие в «Петербургских тайнах» не было для биографии Яковлевой революционным, то исполнение главной роли в сериале «Каменская» по романам Александры Марининой принесло актрисе необычайно широкую известность. Яковлева не просто сыграла Каменскую, она совпала с нею идеально, слилась в едином порыве. Представить себе другую Каменскую просто невозможно. Сейчас кажется, что Маринина не сочинила женщину-следователя со всеми ее смешными и такими понятными привычками и слабостями, а просто подсмотрела и списала ее с Яковлевой. Вокруг Елены Яковлевой как-то уютно устроились мужчины — и Андрей Ильин с Сергеем Гармашем, и другой Сергей — Никоненко, и даже одиозный Дмитрий Нагиев. Они все как будто в этом сериале родились. Четыре сезона выдержала актриса в образе Насти Каменской, не скрывает, что все это ей изрядно надоело, но никуда не денешься. Много призов за эту роль получила.
Дом и семья
3 марта 1985 года Елена Яковлева вышла замуж за актера театра "Современник" Валерия Шальных. У нее это был уж второй брак. Тайный роман разворачивался постепенно (хотя в театре не бывает ничего тайного), но как-то, раз Шальных пришел к Яковлевой домой помогать ей клеить обои. Мужа, естественно, дома не было. Обои наклеили, и дальше все как-то так сложилось.
А 7 ноября 1992 года у них родился сын, которого назвали Денис.
Они у нее образцовые. В обязанности мужа входит подавать сонной Елене по утрам чашечку кофе в постель и следить за ребенком, когда она на гастролях. Это святое. Ребенка, сына Дениса, Елена воспитывала по-японски. Буквально. До пяти лет разрешала ему все. Причем уверяла, что любая неограниченная шалость долго не длится, ребенок, заскучав, вместо того, например, чтобы молотить палкой по батарее, переключается на киданье подушками. И так познает мир. Родителям остается только терпеть. Они и терпели. Потому что очень любят Дениса. Когда он появился, артистке Яковлевой было за тридцать, а папе Валерию Шальных почти сорок лет. У Валерия есть от предыдущего брака дочка Катя семнадцати лет, и с девятилетним братиком она очень дружит. Денис не по годам серьезен (сказалось, видимо, японское воспитание), увлекается палеонтологией и айкидо. Кроме того, они с мамой очень любят ездить на лошадях и кататься на роликах. Друзья знают Елену, как примерного цветовода. Это у нее с детства. Еще в детстве она обставляла горшками с цветами все подоконники. А теперь, когда они купили новый загородный дом поближе к Москве, ей есть где развернуться. На предыдущем дачном участке она выращивала сто видов цветов, в любимцах ходили флоксы. На новой земле она намеревается перекрыть рекорд и довести число видов до 150. Кроме сына и мужа в квартире с Яковлевой проживают две собаки. Старенький кокер и молодой хаски. Их выгуливает опять же Валерий. А родители Лены живут в Харькове, откуда она когда-то приехала покорять Москву.
О ней:
Любит красивую одежду, хорошую косметику, при этом больше всего дорожит обществом тех людей, перед которыми можно предстать вовсе без грима. Цвета нарядов выбирает по настроению, которым старается управлять: когда грустно и плохо, надо что-то изменить в жизни, пусть чуть-чуть - например, помаду новую купить, над прической поколдовать, что-то в доме обновить... Самым ценным в людях актриса считает способность любить: "Любовь - чувство всеобъемлющее. Это все: доброта, нежность, ответственность, забота... И в этом смысле она не разделяется на мужскую, женскую, детскую. Она просто есть или ее нет".
Может простить все, даже предательство - мало ли какие обстоятельства вынуждают! Отталкивает в людях лишь бессмысленность, как дела, так и самого существования. С мужем, актером театра "Современник", вместе уже 15 лет. Елене нравится, когда она и на сцене рядом: "Радостно смотреть, как замечательно он играет, особенно характерные роли, и мне очень помогает его присутствие, просто нутром ощущаю поддержку, любовь, заботу". Увлечения и антиувлечения Помимо цветов и лошадей, Яковлева довольно бодро водит машину. Это, конечно, вынужденное увлечение, но для Москвы очень необходимое.
Первой машиной у Елены была "Ока", которую как-то подарили ей за выступление на КамАЗе. Водить Лену учил муж. Она нервничала, психовала и, в конце концов, во что-то врезалась. Но Яковлева была бы не Яковлева, если бы не осилила науку автовождения. Хотя, как она признается, ее мечта -- это машина с кнопочкой результата следования. Сел, нажал, а дальше она уже сама тебя без проблем довезет. После "Оки" у нее, конечно, были другие машины. Причем два раза их угоняли. Так вот, в первый раз вор вернул машину, не прошло и недели. То ли узнал, чья, и побоялся связываться, то ли из уважения. Вторую оперативно вернула милиция, и тоже за шесть дней.
Теперь у нее "Рено-Меган", на котором она аккуратно ездит. До того аккуратно, что первые три года водительского стажа ее ни разу не останавливала милиция. И вообще, Яковлева считает, что женщины - лучшие водители, потому что в массе своей не пьют, не лихачат и соблюдают правила.
Когда у Лены выдается свободное время, она очень любит почитать. Как давно любимых Бунина и Набокова, так и какой-нибудь современный детективчик. А вот оперу и балет (так она как-то непредусмотрительно заявила) не любит. И готовить не любит. А уж если берется, то готовит много и надолго. Например, полную кастрюлю сациви. Не любит давать интервью, потому что спрашивают одно и то же. Не любит, когда на улице узнают и грубо вторгаются в личное пространство. Не любит ходить по нашим магазинам, потому что продавцы пытаются продать совершенно неподходящую вещь. Ну и много чего "не". Характер Характер у нее нордический, сдержанный, но вполне может в случае чего и в морду дать. Если покусятся на что-то святое.
Режиссеры характеризуют ее как даму вменяемую и корректную, но сама Яковлева говорит, что если ей что-то не нравится, она всеми силами будет отстаивать свое. Так, например, в "Интердевочке", в знаменитой сцене секса с японцем, Яковлева наотрез отказалась изображать страсть (ну, в самом деле, какая страсть, когда с японцем и еще за деньги?!) и лежала натуральным бревном. Тогда нетерпеливый Тодоровский (а никакого японца поблизости, разумеется, не было) схватил ее за ноги и стал, невидимый камере, дергать. Яковлева оставалась невозмутима. Потом Тодоровский попросил гримера нанести актрисе на лицо немножко глицерина - как будто бы пот. Потока глицерина артистка уже не выдержала и скривилась. "Вот это уже ближе к жизни", - довольно сказал режиссер.
Яковлева - патриотка. Когда она была с гастролями в Канаде, ей очень не понравилось, что бывшие соотечественники дотошно спрашивали, что у нас в России плохого происходит. И даже то, что действительно было плохо, в ее рассказе, неожиданно для нее самой, приобрело благородные черты. Такого патриотизма она от себя не ожидала. Она говорит, что ей поступали предложения из-за рубежа, но она считает, что играть она может только по-русски. Английский же, по ее выражению, у нее "магазинный".
Она против насилия и порнографии на экране, она верная жена и любящая мать. Она не предает коллег и не подставляет друзей. Она не буянит в ресторанах и не заводит по трое любовников зараз, не носит шикарных туалетов и не вставляет своей собачке платиновые зубки.