В 1965 году Виктор Костецкий окончил ЛГИТМиК (Ленинград), курс Бориса Зона (основателя нового Ленинградского ТЮЗа).
По окончании — актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1972 года — актёр Ленинградского театра музыкальной комедии.
С 1990–х годов до последнего времени – ведущий актёр Александринского театра (Санкт-Петербург), бывшего Театра драмы имени Пушкина.
Одновременно работает зав.кафедрой сценического движения и речи в Петербургской консерватории.
В кино дебютировал в середине 1960-х годов. Начиная с 90-х годов, в кино снимается мало. Иногда выступал в роли актёра озвучания.
Сейчас он занят в спектаклях театра «Комедианты» («Венецианский купец», «Записные книжки Тригорина»), преподает актерское мастерство в Петербургской Консерватории, ведет телеэфир на канале «100 ТВ».
Детство
Вся мужская часть семьи Виктора Костецкого — потомственные военные. Отец, кстати, служил в Украине. Может потому ему самому так идёт военная форма, когда он играет в кино генералов.
Родился Виктор в Жмеринке в 1941 году. Потом началась война. Отца сразу же отправили на фронт, а они с мамой и братом уехали в эвакуацию. Ему тогда было всего 2 месяца, но досталось, как говорится, по полной программе: и под бомбардировку они тогда попадали, и немецкие истребители над ними летали. Мама рассказывала, что все время прикрывала своим телом брата. На нем была гимнастерка, тогда модно было одевать мальчиков под красноармейцев, а летчик летал низко, ему все было видно. "Еще подумает, что солдат!" — переживала она.
В эвакуацию ехали долго, в вагоне с какими-то танковыми двигателями, которые эвакуировали на Восток. Настроение у людей было хуже некуда: все побросали дома, обжитые места и ехали неизвестно куда. А Виктор уже тогда выполнял свою актерскую миссию. Все вокруг хмурые, мама его развернет, а он сияет, улыбается, гули-гули делает. Люди смотрели на него и оттаивали, сами начинали улыбаться. В эвакуации они были в Самаре, тогда она называлась Куйбышевом.
Когда после войны семья вернулась в Жмеринку, в их доме-мазанке, который построили молодые папа с мамой, все окна были загорожены шкафами, а в единственное открытое окно направлен большущий немецкий пулемет МГ-42. Но долго семья в Жмеринке не задержалась. Отец был военный, вот они и колесили по всему Советскому Союзу. Сначала – Урал, Серов и Челябинск, где находились огромные металлургические заводы. Сложные города, там свирепствовал бандитизм.
Снова в Жмеринке Виктор оказался, только когда ему исполнилось 14 лет. Зато своим знанием украинского языка он поразил даже учительницу, которую в школе прозвали Марией Заньковецкой. "Дивiться, дiти! — говорила она. — Хлопець приїхав з Росiї, а як гарно мову знає. А вам — сором!".
После школы Виктор решил стать актером... Потому что мама у него была театралкой. Хотя и мотались они по страшным дырам, она все равно умудрялась выбираться в театр. Даже когда жили в Богом забытом Серове, ездила в Оперный театр в Свердловске. Там тогда блистал знаменитый баритон Вутерас, он Онегина пел. А в Куйбышеве при свете от печки (другого освещения там не было) читала детям Пушкина, Лермонтова и Шекспира. Позже, в солдатской самодеятельности, Виктор пел в хоре, надевал отцовскую полковничью форму, на нее солдатские погоны и был запевалой! Пытался читать какие-то рассказики... И все время мечтал о театральном институте.
Учёба
Для поступления Виктор выбрал не Москву, а Ленинград. Во-первых, его очень любила его мама. А во-вторых, когда стал постарше, то сформулировал для себя, что Санкт-Петербург — это не город, а мировоззрение. В первый год он не поступил. А возвращаться в Жмеринку ужасно не хотелось! И тут на его счастье открылся художественно-графический факультет в педагогическом институте. Рисовал он неплохо, пошел и прошел по конкурсу.
Потом добился-таки своего, поступил в ЛГИТМиК, в мастерскую Бориса Вольфовича Зона — великого педагога, у которого учились знаменитые актеры советского кино. Студенты называли его Зон-громовержец. Он на всех орал: "Негодяи! Мерзавцы! Текста не знаете!". А сам второму педагогу Карасику, который от этого крика был близок к обмороку, тихонечко на ухо шептал: "Это я их пугаю!". Виктора хотел выгнать после первого курса за опоздания. К тому же он тогда ершистый был, спорил, огрызался. Спас его тогда вокал. На экзамене он спел "Бог Купидон дремал в тиши лесной" Кабалевского на стихи Шекспира, после чего Зон торжественно сказал при всех: "Виктор, прежде всего я вам ставлю пять по актерскому мастерству!".
Театр
В 1965 году Виктор Костецкий окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки икинематографии, курс Бориса Зона (основателя нового Ленинградского ТЮЗа). Вместе с ним учились Лев Додин, Наталья Тенякова, Ольга Антонова, Леонид Мозговой.
По окончании института Костецкий был принят в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
Там Виктору Костецкому дали сначала роль Тони в "Вестсайдской истории", потом Товстоногов возобновил "Униженных и оскорбленных", где он сыграл Ивана Петровича. Виктор с товарищами создали ансамбль "Пилигримы", очень успешно выступали. А в 1972 году Владимиру Воробьеву дали Театр музыкальной комедии и он перешел с ним туда. Вместе с режиссером Владимиром Воробьевым и его командой они совершили «революцию», внеся туда свободный и раскрепощенный дух творчества.
Его и поныне считают актером Воробьева: он работал с ним в театре, играл в его фильмах — "Свадьба Кречинского", "Труффальдино из Бергамо", "Остров сокровищ".
Играет в спектаклях Александринского театра, куда после смерти В.Е. Воробьева пришел по приглашению Игоря Горбачева.
Кино
В кино Виктор Костецкий дебютировал в 1965 году. Однако широкая известность к нему пришла лишь в середине 70-х, когда на экраны вышел музыкальный телефильм режиссера Владимира Воробьева «Свадьба Кречинского», снятый по мотивам одноименной пьесы А. В. Сухово-Кобылина. Виктор Костецкий сыграл в нем главную роль.
Именно Владимир Воробьев открыл зрителям Виктора Костецкого, как киноактера. При этом режиссер умело использовал его талант в столь разных ролях. В 1977 году Костецкий сыграл Флориндо в музыкальной комедии «Труффальдино из Бергамо» (здесь он снялся в паре с замечательной актрисой Валентиной Кособуцкой), а в 1982 году - доктора Ливси в экранизации «Острова сокровищ».
Немало Виктор Костецкий снимался и у других режиссеров. Среди наиболее известных его работ - Каховский в историко-романтической драме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», отец Сережи в мелодраме Николая Лебедева «В моей смерти прошу винить Клаву К.», Важин в знаменитом детективе Виктора Сергеева «Гений».
Сегодня
В 90-е годы, время упадка отечественного кинематографа, Виктор Костецкий сосредоточился на работе в театре. Он стал одним из ведущих актеров Александринского театра, куда пришел по приглашению Игоря Горбачева после смерти Владимира Воробьева. Здесь Костецкий работает и по сей день.
В кино Виктор Костецкий вернулся в 1999 году. Именно тогда его пригласили на роль генерала милиции Сан Саныча в знаменитом телесериале «Убойная сила». Удачно найденный образ стал эксплуатироваться и другими режиссерами. Милицейского генерала актер сыграл в сериалах «Бандитский Петербург» и «Крот». Вновь и вновь Костецкий появляется в роли Сан Саныча в очередных продолжениях «Убойной силы», и современный зритель вряд ли представляет его в ином облике. А жаль. Столь многогранный актер способен на гораздо большее.
Недавно снялся в двух новых сериалах — "Коллекция" и "Секретные поручения"...
Озвучивание
Виктор Костецкий: "Фильмы дублирую, повезло на старости лет — студия дубляжа близко к моему дому переехала. Недавно озвучивал Аль Пачино в "Бессоннице" — было тяжело, но интересно. Долго не мог понять, почему в Лос-Анджелесе утвердили именно меня, раньше его озвучивал другой актер. Должно же быть какое-то сходство с человеком, которого дублируешь: или внешнее, или психологическое. Вдруг смотрю: Аль Пачино — вылитая моя бабка Альбина Людвиговна Костецкая — шляхетная полька из-под Кракова! Никогда не знаешь, что и как в этой жизни выстрелит".
Преподавательская деятельность
В консерватории он — профессор и заведующий кафедрой. Начал с простого преподавателя и за 15 лет сделал такую карьеру. Рассказывает Виктор Костецкий: "Чем музыкальный мир хорош? Они знают цену профессии. В драматическом театре любая бездарь может сказать: "Я тоже так могу!". А здесь ты либо берешь ноту, либо нет. Никогда не забуду, как я пришел на первую репетицию в театр и, несмотря на больное горло, пропел весь репертуар. Да так, что оркестр постучал мне смычками. Все, после этого никакие театральные интриги мне были не страшны!"
Личная жизнь
Дважды женат, имеет двух дочерей от разных браков, троих внуков.
Жена Виктора Костецкого – художник-гример. Они познакомились, когда он, будучи еще совсем юным, пришел в Театр имени Ленинского комсомола. Работали вместе и даже не заметили, как подружились. Она в то время была замужем, он тоже несвободен. Но когда решили, что должны быть вместе, их уже ничто не могло остановить...
Жене Виктор Александрович за многое признателен, она его всю жизнь спасала. Он ведь пережил и начинавшуюся болезнь крови, и микроинфаркт. Работал на износ, совсем себя не берег! В музыкальной комедии обычно играют 7 спектаклей в месяц, а они шпарили по 15. А на гастролях в Минске и вовсе 28 сыграл, вот и заработал микроинфаркт. Его тогда практически похоронили, а жена выходила. Травки какие-то заваривала, за диетой следила, на добрые слова не скупилась.
Дочь Даша окончила академию как художник по костюмам, но в театр не пошла — для этого надо было выгнать оттуда другого человека. Сейчас работает в детской школе при Русском музее, занимается с ребятами живописью, читает им историю искусств, ставит с ними спектакли. Но по-прежнему рисует, кое-какие картины делает и для родителей. Если Виктор Александрович ей говорит: "Даша, мне нужен подарок на свадьбу!", она пишет авторскую работу. Еще есть очаровательная внучка. Вот, собственно, и вся его семья.
В свободное время очень много читает. А еще он академик по грибам. Если обычный грибник знает пять грибов, хороший — 20, то Костецкий — 120. Вообще, он много грибов для себя открыл: в справочниках их искал, по нескольку раз перепроверял. Сам уже может книгу об этом написать и назвать ее "Что я ел". Кстати, во время перестройки, когда совсем уж голодно было (кино тогда не снимали, в театре денег не платили), он брал корзинку и шел в лес. У него было шесть 5–литровых банок сушеных грибов и 6 банок моченой брусники, так что он знал: с голоду не сдохнет! И духом не падал.