Владимир Конкин родился 19 августа 1951 года в Саратове. В детстве родители дали ему хорошее воспитание. Как признается сам актер: «Не было ненужной, пошлой дидактики, которая утомляет молодых людей, уводит их на улицу. Меня родители увлекли, научили работать. У меня было освобождение в школе от труда и физкультуры из-за порока сердца. И все свободное время родители водили меня по театрам да музеям».
Владимир и Алла
По окончании школы Владимир поступил в Саратовское театральное училище на курс Л.А. Лядова. Тогда же, он встретил ту единственную, которая стала его верной спутницей по жизни. А произошло это так...
Как-то вместе со своим отцом Владимир пришел на сбор выпускников в школу. Там он сразу же обратил внимание на одну девушку. Спустя год юноша вновь пришел в школу, и вновь увидел ее. Алла оказалась дочерью бывшей классной руководительницы Владимира.
Владимир ухаживал за Аллой три года. «Наши родители знали о наших отношениях и доверяли нам. И это было целомудрие!» - вспоминает он. На четвертом курсе они, наконец, поженились, и вскоре у счастливых супругов родились близнецы - Ярослав и Святослав.
Павка Корчагин
В 1972 году Владимир Конкин окончил Саратовское театральное училище, и был в Харьковский ТЮЗ. В 1973 году он перебрался в Академический театр им. Моссовета, где проработал так же около года. Уже с 1974 года Владимир стал работать актером на киностудии им. Довженко.
Первая же работа Владимира Конкина в кино - роль Павла Корчагина в телефильме Николая Мащенко «Как закалялась сталь» - мгновенно принесла начинающему актеру широкую известность и официальное признание (1974 году актер был отмечен премией Ленинского комсомола). Успех был неслучаен - Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных большим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью.
Стойко перенести тяжелое бремя славы в столь молодом возрасте (Владимиру было всего то 22 года) и не сломаться – это давалось не каждому. Конкин выстоял. Вот что он рассказывает о том периоде: «После картины «Как закалялась сталь» мне проходу не давали, на меня бросались толпы поклонниц, мне приходили десятки тысяч писем, я почти полмира объездил. Искушений было очень много. Тогда я понял, что такое слава и как это страшно. И я не лукавлю, когда это говорю. Я был готов ко многому, но не к тому, что такая лавина молодых девчонок мне не давала бы проходу. Вы думаете, меня это не смущало? Еще как смущало! В те дни спасали только письма – хорошо, что мои родители научили меня писать их. Я писал письма семье, и меня это утешало».
На волне популярности
Другой стороной популярности стало то, что на Владимира обрушилось множество предложений от разных режиссеров. Как это часто бывает, многие пытались поэксплуатировать удачно найденный типаж. Конкин вспоминает: «И тогда я понял, что если я пойду на поводу у этих предложений, то я очень скоро уйду в тираж. Ну две "кожанки", ну три "кожанки" - все равно нужно повторяться. Сколько же можно ходить в этой коже?».
От многих предложений актеру приходилось отказываться, но без работы он не сидел. За период с 1974 по 1978 год он снялся в ряде интересных картин. При этом, оставаясь в рамках романтичного героя, Конкин старался не повторяться. У Андрея Кончаловского в мелодраме «Романс о влюбленных» актер сыграл Никитина-младшего, у Бориса Ивченко в фильме «Марина» - поручика Бориса Извольского, в телефильме Георгия Калатозишвили «Кавказская повесть» - Дмитрия Оленина, а в детском телесериале Артура Войтецкого «Волны Черного моря» - подпоручика Костю.
Можно заметить, что Конкину, не служившему из-за болезни в армии, по иронии часто доставались именно армейские роли. И именно эти роли - в числе его наиболее удачных работ. Одна из таких ролей - младший лейтенант Суслин в драме Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Персонаж Конкина – интеллигентен и лиричен и, вместе с тем, не лишен комических красок.
Володя Шарапов
Еще один взлет популярности актер пережил, сыграв в 1979 году Владимира Шарапова в телесериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
В картине два главных героя – Глеб Жеглов и Володя Шарапов – составляли друг другу антитезу. На роль Жеглова сразу же был утвержден Владимир Высоцкий. Рассказывают, что он был одним из инициаторов создания этого фильма. К тому же он был дружен со Станиславом Говорухиным и знаком с братьями Вайнерами, по чьей книге «Эра милосердия» и снималась картина.
Кандидатура же на роль Шарапова обсуждалась долго. Так среди вариантов были Евгений Герасимов и Евгений Леонов-Гладышев. Приглашая на эту роль Конкина, Станислав Говорухин исходил опять-таки из его первой работы, в которой увидел необходимое сочетание героизма и интеллигентности.
Неожиданно против Конкина выступили Вайнеры, которым он показался неубедительным. Недовольным оказалось и телевизионное руководство. Они в принципе выступили против дуэта Высоцкий-Конкин, заявив, что «будете снимать Высоцкого - Конкина не будет, Конкина будете снимать - Высоцкого не будет». К счастью, Станислав Говорухин все же настоял на своих кандидатурах и приступил к съемкам.
Владимир Конкин признается, что поначалу съемки давались ему очень тяжело в психологическом плане. Было время, когда он все хотел бросить.
«Я не чувствовал поддержки. Не было того настоящего партнерства, к которому я уже привык. Не знаю, может быть, это тоже была какая-то актерская наша зависть, не зависть. Я никому никогда в жизни не завидовал. Пускай у Володи был "мерседес", у меня тогда была черная "Волга" - какая разница? Дело-то не в этом. И я почувствовал, что я не нужен этой картине. То есть я почувствовал, что у меня нет тыла. Обычно во всех моих картинах до того времени меня съемочная группа любила, и я всегда был к людям благорасположен, но здесь я чувствовал, что что-то нам мешает жить в дружбе и согласии. И я собрал чемодан, я решил покинуть съемочную группу.
Меня спасли два человека. Эти два человека - это покойный Евгений Шутов, замечательный актер и человек прекрасный, он был в тот момент в Одессе, и замечательный артист Витечка Павлов. Я собрал чемодан, он постучал ко мне в номер - он не знал, что я хочу уехать, еще никто не знал, что я еду в Киев из Одессы, навсегда, как я решил, - и он говорит: "А почему ты такой смурной?" - "Все, Вить, просто все достало, все не так складывается. Отношения не сложились, и значит, кино не будет". Он говорит: "Володь, да чего ты переживаешь? Пойдем, подышим воздухом". И вот Витя Павлов взял сценарий и повел меня прогуливаться. И начал читать сценарий. Это было так смешно! Оказывается, это комедия! Витя Павлов с меня снял вот эту вот стрессовую ситуацию, вот этот мой клинч. Вот благодаря этому человеку я остался в группе. Я понял, что если я дам слабину, во-первых, это минус моей профессии, минус мне во всех отношениях; я должен доказать, что это все-таки роль моя, и у меня все равно что-то да получится.
И дело постепенно пошло. Когда мы начали снимать четвертую и пятую серии, где Шарапов уже как бы набирает силу, то это было лишний раз доказано, а в пятой серии он вообще исполняет роль в роли, когда он попадает в банду. Там нужно уже было быть не Шараповым, а другим человеком».
Фильм получился гениальным. Станислав Говорухин сумел не только собрать целое созвездие замечательных актеров, но и максимально использовать их лучшие качества. И каждый из них: Сергей Юрский и Виктор Павлов, Наталья Фатеева и Леонид Куравлев, Александр Белявский и Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян и Лариса Удовиченко, Станислав Садальский и Зиновий Гердт, Евгений Леонов-Гладышев и Александр Абдулов, Иван Бортник и Валерия Заклунная внесли свою частичку в общий успех. И все же, в первую очередь, фильм обязан своим успехом дуэту Высоцкого и Конкина, создавших поистине легендарных персонажей. Дуэт Жеглова и Шарапова привнес в фильм не только драматургически заложенное столкновение мировоззрений, но и неподдельную внутреннюю конфликтность, естественно возникшую при сочетании очень разных индивидуальностей двух «звезд». Ведь в ту пору Конкин был «звездой» официальной, а Высоцкий – неофициальной, что придавало фильму столь актуальную в 1970-х годах аллюзионность.
При этом фильм не потерял свою актуальность и спустя десятилетия. И сегодня «Место встречи изменить нельзя» пользуется огромным успехом у зрителей, приобретая все новых и новых поклонников.
Владимир Конкин по этому поводу говорит: «Я думаю, что наш фильм - жизнеутверждающая картина. И 25 лет тому назад, когда мы ее делали, никогда и не думали, что она будет иметь такую большую и серьезную жизнь. Мало того, мы все-таки его создавали совершенно в другой стране, в других условиях. И у нас было очень много сложностей и проблем, обо всех не рассказать. Но мне кажется, что сейчас, именно сейчас, почему этот фильм и стал ценен и, может быть, приобрел еще большее даже значение, потому что люди скучают по добру, по порядочности, по тем человеческим институтам, которые сегодня подменены суррогатами. Когда человек с денежным мешком диктует все, и он для тебя царь и бог, это страшно. И когда человек сталкивается с какой-то бедой, ему хочется, чтобы рядом был дядя Степа, ему хочется, чтобы был Шарапов, вот такой Шарапов, который отстоит Груздева и тебя отстоит. И поэтому очень многие люди, которые меня встречают по жизни, они как бы ассоциируют меня с моими героями, в частности, с Шараповым - порядочным, замечательным человеком, которого я с удовольствием играл».
80-е – 90-е годы
В 1979 году Владимир Конкин был приглашен в московский театр им. Ермоловой. Одной из первых работ в новом театре стала роль Володи Ульянова в спектакле «Казанский университет», за которую Конкин был в том же году отмечен премией Ленинского Комсомола Коми АССР. Впоследствии на сцене этого театра им были сыграны романтические и героические роли в спектаклях: «Батальоны просят огня», «Товарищи-граждане», «Старший сын».
Немало в 80-е годы Конкин работал и в кино. В своих экранных работах он доказал, что его актерский диапазон может быть достаточно широким. Очень интересными были его работы в картинах режиссера Вячеслава Никифорова. Так в телефильме «Отцы и дети» Конкин сыграл Аркадия Кирсанова, акцентируя внимание на драме увядающего дворянского сословия, а в «Благородном разбойнике Владимире Дубровском» – острохарактерную роль заседателя Шабашкина. Небольшой, но заметной работой стал его доктор Робинсон в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» Станислава Говорухина.
В 1988 году Владимир Конкин вновь сменил место работы – перешел в театр-студию под руководством Е. Радомысленского. Переходить из театра в театр актера толкал неустанный поиск разнообразия. Проработав здесь до 1991 года, Конкин пришел в театр «Вернисаж», где наряду с актерской работой пробовал заниматься режиссурой. В 1995 году он пришел в труппу театра «Содружество актеров Таганки», где сыграл Захара Бардина в спектакле «Враги» по пьесе Максима Горького.
Надо отметить, что с возрастом Владимир Конкин все более отходил от романтических ролей, тяготея к острохарактерным, а порой и комическим работам. Таким, например, был его персонаж (муж главной героини) в фильме «Принцесса на бобах».
Сегодня
В настоящее время Владимир Конкин снимается в кино редко. Но периодически он все же радует своих поклонников новыми работами. В 2001 году он сыграл полковника Кобылянского в историческом фильме «Романовы - Венценосная семья».
Две совершенно разноплановые роли были сыграны Конкиным в 2004 году. В сериале «Время жестоких» режиссера Всеволода Плоткина он исполнил роль помощника президента, по словам самого актера - «такого нехорошего человека, умного, продажного до мозга костей». А в картине Игоря Талпы «Сармат» Владимир Конкин сыграл следователя Федулова. Как признается актер: «Отчасти это продолжение Шарапова для меня. Прошло 25 лет. Он - майор, порядочный, честный, кротик такой. Ему самые висячие дела доверяют. И он довел дело до ума, и человека, у которого минимум 15 лет срока должно было быть, он к Новому году отпускает из тюрьмы, проявив свою человеческую порядочность и подарив ему свободу».
Семья
В семейной жизни у Конкиных все нормально. Жена Владимира Конкина окончила иняз, но работать по профессии не стала. «…мы с самого начала, когда еще были юны, определили, что она не будет работать. Она сказала: "Я буду любить тебя и воспитывать твоих детей". И она соответствует своему слову. Не думаю, что у нее возникала мысль пойти куда-то трудоустраиваться. Пока мужчина жив, зачем это женщине?» - рассказывает Владимир Конкин.
Сыновья Ярослав и Святослав выросли и стали художниками-реставраторами. Подрастает дочка Софьюшка. Она учится в православной гимназии и в музыкальной школе Дунаевского на фортепиано.