Майк и Салли — самые опытные пугатели в Монстрополисе, но так было далеко не всегда. Когда они встретились впервые, эти монстры терпеть друг друга не могли. «Университет Монстров» — история о том, как наши старые знакомые прошли путь от взаимной неприязни к крепкой дружбе.
«В этом фильме гораздо больше героев с мехом, чем в любом другом кино, — рассказала руководитель отдела моделирования Кристин Ваггонер. — По большому счету в «Корпорации монстров» (2001) у нас был всего один герой, как следует обросший мехом, потому что тогда технология не позволяла справиться с большим числом таких героев на экране. В «Университете монстров» у нас 15-20 % всех монстров покрыты мехом. Технология обработки волос и меха значительно упростилась. Следовательно, и возможности моделирования расширились. Наши нынешние графические программы позволяют аниматорам видеть волосы персонажа в процессе анимации. Причем это не смоделированные волосы, а плод визуализации, осуществляемой столь быстро, что весь процесс можно назвать интерактивным. В результате аниматоры получают возможность лучше просчитывать композицию каждого кадра и точнее вычислять необходимый объем меха».
«Для второстепенных персонажей мы разработали шесть базовых моделей, — рассказал ответственный за изготовление персонажей Кристиан Хоффманн. — Затем мы их удлиняли, растягивали, добавляли к ним рога, шипы, волосы и прочие объекты. У каждой группы есть свое имя. У всех Чарли (имя выбрано в честь похожего монстра из фильма «Корпорация монстров», 2001) глаза посажены на тоненькие стебельки, а вместо рук и ног щупальца. Спиффы больше похожи на людей, но у них вместо носа рог. Пиллы напоминают небольшой замок с тремя глазами и тощими конечностями. Блоки похожи на борцов с квадратными телами. Фунгус-монстры выглядят как слизняки. Они скользят по земле. У них два больших глаза, как у жуков, маленькое круглое тельце и тощие конечности». «Большим подспорьем при работе над этим фильмом были системы контроля анимации, или AVAR, — поделился Хоффманн. — По технической продвинутости им пока нет равных. С их помощью мы могли создавать абсолютно феноменальные выражения лиц. Например, мы теперь могли позволить герою подвигать уголком рта или щекой с такой выразительностью, какой еще не знала мировая анимация».
Над персонажем по имени Терзалес работало 12 человек. Героиню нужно было сделать страшной и мерзкой, но в то же время красивой и грациозной. Источником вдохновения для художников послужила редкая сороконожка Scolopendra Gigantea, известная также под названием гигантской амазонской сороконожки.
Чтобы понять, как должен выглядеть помолодевший Майк, создатели фильма изучили процесс старения у лягушек. Затем художник Рики Ниерва, ведущий художник-аниматор Джейсон Димер и некоторые другие члены съемочной группы применили накопленные знания в работе над юными версиями Майка и Салли. «Мы сделали их чуть более худыми, уменьшили им рога, стерли кое-какие морщины, сделали им глаза поярче, а цвета более насыщенными», — рассказал Димер.
Было решено придать каждому из трех вернувшихся на экраны героев некую новую индивидуальную черту, или визуальную зацепку, если говорить на жаргоне съемочной команды. Майку дорисовали зубные скобки. Салли обзавелся непослушной юношеской шевелюрой, отражающей его несколько расслабленный подход к жизни. Рэндалл, которого в «Университете монстров» зовут просто Рэнди, вооружен очками, время от времени выдающими его, когда он пытается применять свой еще не до конца отработанный фирменный трюк с исчезновением.
«Для первого фильма было очень сложно рисовать мех, — рассказал художник Рики Ниерва. — У нас было ограничение. В каждой сцене допускалось присутствие только одного мохнатого персонажа. С тех пор имел место невиданный прогресс, и в «Университете монстров» мы могли помещать шерстистых героев где угодно, без всяких ограничений. Правда, в какой-то момент режиссер Дэн Скэнлон был вынужден нас приструнить: слишком заметна была разница с первым фильмом, где роскошь иметь мех была позволена считанным монстрам. В итоге нам пришлось сбрить мех кое-кому из нового поколения монстров».
В мультфильме 500 героев, на каждый кадр приходится в среднем по 25 персонажей, что в два раза больше, чем в любом из предыдущих фильмов Pixar. Художники смоделировали и разработали многих из более чем четырех сотен персонажей второго плана еще на раннем этапе работы над фильмом, когда команда сценаристов заканчивала проработку деталей приключений Майка и Салли.
Продюсер Кори Рэй приняла участие в поездке по университетам в поисках информации и вдохновения. Это было еще на начальном этапе работы над сценарием. «Сначала мы отправились на Восточное побережье США, где посетили несколько ведущих университетов, включая Гарвард и Массачусетский технологический институт (MIT), — рассказывает Рэй. — Это было впечатляюще. В первый же день мы были потрясены размерами университетских кампусов и тем, сколько всего там происходило. Мы просто глазам своим не верили. Мы заходили в аудитории, слушали лекции и мгновенно втянулись в студенческую жизнь».
Съемочная группа побывала в университетах своей родной Южной Калифорнии, включая Стэнфорд и Беркли. Кинематографистов интересовали наиболее захватывающие аспекты студенческой жизни. Кому-то из съемочной группы даже посчастливилось побывать на фейерверке в Беркли, приуроченном к важному футбольному матчу против Стэнфорда. Этот опыт отразился в фильме в виде соперничества между Университетом монстров и СтрахМехом.
Съемочная группа решила добавить несколько веселых визуальных спецэффектов в сцену, где университетские клубы рекламируют свои достоинства первокурсникам. Майк в это время переходит от стенда к стенду. «Для клуба художников, — вспоминает Ниерва, — мы придумали героя, чья голова представляет собой один густой ком шерсти. Он окунает эту свою шерстистую голову в краску и с размаху стукается о холст. Ребята, готовившие спецэффекты, неплохо повеселились при разработке этой сцены. Один из них надел парик, залитый краской, и несколько раз прошелся головой по холсту».
Создать университет для монстров — это колоссальная задача. «Когда мы приступили к работе, у меня еще не было четкого представления о том, как должен выглядеть наш колледж, — рассказал режиссер Дэн Скэнлон. — Но по мере того как продвигались наши полевые исследования, по мере того как мы знакомились с разными реальными университетами, мы все яснее понимали, что нам интересны продолговатые здания в классическом стиле. Мы хотели, чтобы здание указывало на то, что у вуза имеется многовековая история, но при этом не выглядело бы очень пыльным. С одной стороны, это должно быть элитное учебное заведение, думали мы, а с другой — учиться в нем должно быть весело. Мы решили расположить университетский кампус в холмистой местности, за каждым зданием нарисовали другие здания, а все лужайки исчертили тропинками, чтобы казалось, что, куда ни пойдешь, везде есть что-то интересное. Ведь именно такова студенческая жизнь. Так появился один из краеугольных камней нашего университета».
Главный художник Рики Ниерва утверждает, что основной задачей при проектировании зданий кампуса было стремление отобразить дух учебы и науки, но художникам не возбранялось немного повеселиться. «Мы подвергли наши здания тщательной монстризации, пририсовав клыки, клешни, рога, зубы, пики, щупальца и жутковатые физиономии, где только возможно. Еще во всех помещениях видны трубы, напоминающие водопроводные. По ним подаются рев и ор, ведь все здания кампуса отапливаются энергией рева и ора».
На «Университет монстров» ушло 100 миллионов часов работы за компьютерами. Если бы фильм делался на одном компьютере, на него ушло бы 10 000 лет. Это рекорд студии Pixar. В среднем на каждый кадр уходило 29 часов работы. Сеть компьютеров Pixar, использовавшаяся для создания этого фильма, примерно в два раза превышала ту, что использовалась при работе над фильмом «Храбрая сердцем». Кроме того, каждый компьютер был превращен в мультипроцессор (по 12 процессоров в каждом). Это позволяло дробить кадры на несколько частей и обрабатывать одновременно на нескольких компьютерах с использованием многопоточности.
Одна из главных инноваций в процессе создания «Университета монстров» — новая световая разработка Pixar, называемая глобальной иллюминацией (GI). Это революционный подход к освещению. Глобальная иллюминация позволяет кинематографистам получать свет сразу из одного объемного ресурса, а не от сотен отдельных источников освещения. В результате картинка выглядит гораздо реалистичнее. Одно из главных достоинств этого метода заключается в том, что у съемочной команды есть возможность уже на раннем этапе понять, как будет выглядеть финальный вариант освещения. Раньше для этого всегда нужно было ждать завершения съемочного процесса.
«Большую трудность для нас представляли число и разнообразие героев, — говорит технический директор Санджай Бакши. — Это фильм об университете. События в нем разыгрываются в огромном университетском комплексе, так что нам пришлось создать целую кучу разношерстных студентов, чтобы было похоже на реальный вуз, только для монстров. Командам, отвечавшим за моделирование и оснастку, нужно было сообразить, как справиться со всем этим разнообразием. С первым фильмом было попроще. Тогда мы прописывали руки и щупальца отдельно от тел. Но в «Университете монстров» все герои должны были выглядеть жизненно и органично. Мы знали, что нам предстоит создать сотни персонажей, поэтому разработали несколько базовых типов. На их основе мы могли конструировать более сложных героев, придавая им те или иные дополнительные свойства».
Чтобы фильм смотрелся убедительно, нужно было грамотно нарисовать массовку из монстров для сцен в аудиториях, на кампусе и во время Страшильных игр. «Массовых сцен в этой картине очень и очень много, — рассказал Дж. Д. Нортруп (руководитель команды, работавшей над созданием массовки), возглавлявший техническую команду массовых сцен. — Один из эпизодов разворачивается на футбольном стадионе, где в кадре присутствует до 5000 монстров. Во многих других сценах у нас имеются средние по размеру группки монстров, по 200-400 особей. В этой картине очень высока плотность монстров на квадратный сантиметр экрана. По этому показателю мы превзошли все картины, когда-либо снимавшиеся на студии Pixar».
Первый приквел к фильму студии Pixar.
Первоначально на роль режиссера рассматривался Даг Свитлэнд, который занимался режиссурой мультфильма «Престо» (2008).
Изначально планировалось включить в сюжет родителей Майка. Они должны были подвозить Майка к университету в первый день его учебы. Однако режиссер Дэн Скэнлон решил отказаться от этой идеи, чтобы Майк казался гораздо более уязвимым.
Второй фильм на тему колледжа, получивший рейтинг «G». Первый фильм — это «Папина дочка» (2008).
Лекционный зал с номером A-113 — это намек на реальную аудиторию в Калифорнийском институте искусств, где проводят занятия по анимации. Ссылка на эту комнату присутствует в любом фильме студии Pixar.
Мяч из мультфильма «Люксо-младший» (1986) можно заметить в виде рисунка на каменной стене.
Сцена из трейлера, где из Майка делают диско-шар, в финальную версию фильма не вошла.
Осторожно: дальнейшие факты могут содержать спойлеры ▼
В новом фильме совсем еще юный Майк попадает на фабрику со школьной экскурсией за 20 лет до того момента, как начинаются события первого фильма. Через 10 лет члены «Общажного кошмара» наносят «Корпорации монстров» еще один весьма неожиданный визит. Для этих эпизодов художники должны были разработать две ретроверсии корпорации. «Мы не могли использовать рисунки, оставшиеся от первого фильма, — объясняет Ниерва. — Технологии ушли слишком далеко. Нам пришлось все строить заново, попутно соображая, как омолодить наше предприятие на 10 и 20 лет». Например, команде художников пришлось переделать табло с показателями передовиков производства. «В первом фильме итоги работы сотрудников демонстрируются на нескольких телеэкранах, — говорит Ниерва. — Мы решили, что ранее, вероятно, результаты демонстрировались на ископаемом вокзальном табло, когда буковки бегут с характерным треском. В новом фильме корпорация выглядит по-иному, но родство с тем, что было в первой картине, налицо. Учли мы и эволюцию мобильных телефонов, которые из огромных кирпичей превратились в гаджеты скромных размеров. Наши станции управления дверьми также состарены. Они выглядят гораздо массивнее, как это было на более ранней стадии НТР».
Список ошибок в мультфильме
Когда Майку и Салли впервые показывают их комнату в доме братства, выключатель света находится на стене под двухярусной кроватью. В последующих кадрах он перемещается ближе к двери.
В предыдущей части мультфильма «Корпорация монстров» (2001) в разговоре Салли с Майком мы узнаем, что они вместе с 4-го класса, а в «Университете монстров» (2013) они знакомятся только в колледже.
Перевод: Профессиональный (полное дублирование) лицензия Субтитры: Русские (полные (3 вида)), английские (полные + SDH + SDH - Colored) Навигация по главам: Есть
BDRip
Дублированный, проффесион.
928x522
1,5 Гб
-
2013-11-08
46/51
8
Имя файла: Monsters.University.2013.HDRip(Killbrain)_[scarabey.org].avi Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: 720x400 (1.80:1), 23.976 fps, XviD build 73 ~1499 kbps avg, 0.22 bit/pixel Аудио:
5.1 ch / 448 kbps / Русский дубляж, BD EUR
Перевод: русский профессиональный (полное дублирование) [Лицензия, BD EUR] Субтитры: русские
BDRip
Дублированный, проффесион.
720x400
1,4 Гб
-
2013-11-07
156/84
20
Имя файла: Университет монстров [Monsters University] (2013) BDRip-Hi10P 1080p by_F.HD.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: AVC at 5360 Кбит/сек, 1920 x 1080 (1.778) at 23.976 fps Аудио:
640 Кбит/сек, 6 каналов, 48, 0 КГц
Субтитры 1: русские полные (SRT/UTF-8)
Субтитры 2: русские, комментарии создателей (SRT/UTF-8) Навигация по главам: есть
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
4,4 Гб
-
2013-11-07
44/26
11
Имя файла: Universitet.monsrov.2013.D.DVD5_[New-Team]_by_avproh Формат: DVD Video Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: PAL 16x9 (720х576) VBR, 5739 kbps, Auto Letterboxed Аудио:
48 kHz, 6 ch, 384 kbps,
Субтитры: англиский, англиский (SDH), русский, украинский
Меню: статичное
DVD5
Дублированный, проффесион.
720x576
4,4 Гб
-
2013-11-07
24/12
2
Имя файла: Universitet.monsrov.2013.D.DVD9 Формат: DVD Video Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: PAL 16x9 (720х576) VBR, 6000 kbps, Auto Letterboxed Аудио:
Перевод: русский профессиональный (полное дублирование) [Лицензия, BD EUR]
Формат 3D: Half OverUnder / Вертикальная анаморфная стереопара
Порядок ракурсов: левый ракурс первый (верхний)
Поддержка автоматического запуска 3D на вашем TV (frame paking): да Субтитры: [softsub SRT]
Русские Full, BD EUR
Английские Full, BD EUR
Английские SDH, BD EUR
Дополнительно: Сохранены оригинальные чаптеры (главы) как на Blu-ray
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
6,6 Гб
-
2013-11-04
14/17
7
Имя файла: Университет монстров.2013.BDRip.1080p.Rus.Eng.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: 1920x1080, 6636 Kbps, 23.976 fps Аудио:
Перевод: Профессиональный дублированый (Лицензия)
Формат 3D: Half OverUnder / Вертикальная анаморфная стереопара
Порядок ракурсов: левый ракурс первый
Субтитры - Внешние (SRT UTF-8):
1 - Русские Полные
2 - English Full
3 - English SDH
4 - English Coments
5 - English Coments SDH
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
7,0 Гб
-
2013-11-02
17/25
2
Имя файла: Universitet.monstrov.2013.DUAL.BDRip.XviD.AC3.-HQCLUB.avi Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: 720x400 (1.80:1), 23, 976 fps, XviD build 65 ~2091 kbps avg, 0.30 bit/pixel Аудио:
Перевод: Профессиональный дублированый (Лицензия)
Формат 3D: Half OverUnder / Вертикальная анаморфная стереопара
Порядок ракурсов: левый ракурс первый Субтитры: (SRT)
Внешние (UTF-8):
1 - Русские Форсированные (включены по умолчанию) (три надписи)
2 - Русские Полные
3 - English Full
4 - English SDH
#5 - English Coments
6 - English Coments SDH
Вшитые (softsub):
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
7,0 Гб
-
2013-11-01
45/50
2
Имя файла: Monsters.Universit.2013.MPEG-4-AVC.BluRay-Remux(1080p).ExKinoRay.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG-4 AVC, 23497 Kбит/с, 1920x1080, 23.976 кадр/с Аудио:
Перевод: Профессиональный (полное дублирование) лицензия Субтитры: Русские (полные (3 вида)), английские (полные + SDH + SDH - Colored) Навигация по главам: Есть
BDRip
Дублированный, проффесион.
1024x576
2,2 Гб
-
2013-11-01
244/21
1
Имя файла: Monsters.University.2013.BDRip.745Mb.avi Формат: AVI Аудио кодек: MP3 Видео: 656x368, 23, 976 fps, 866 kbps avg, 0.15 bit/pixel Аудио:
48 kHz, 2 ch, ~128 kbps
Перевод: Профессиональный (полное дублирование) [Лицензия]
BDRip
Дублированный, проффесион.
656x368
0,7 Гб
-
2013-11-01
8/9
0
Имя файла: Monsters.University.2013.D.HDRip.avi Формат: AVI Видео кодек: XviD Аудио кодек: AC3 Видео: 1543 Кбит/с, 720x400 Аудио:
6 ch, 448 Кбит/с
Перевод: Дублированный [лицензия]
BDRip
Дублированный, проффесион.
720x400
1,5 Гб
-
2013-11-01
7/7
5
Имя файла: Universitet.Monstrov.2013.BDRip1080p.EUR.DHT-Movies.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG-4 AVC, 1920х1080, (16:9), 23.976 fps Аудио:
6 ch, 48.0 KHz, 640 Kbps
Перевод: Дубляж (Профессиональный [Лицензия BD EUR]) + Оригинал (Английский) Субтитры: Русские / Английские UTF-8 (full) Навигация по главам: есть
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
5,2 Гб
-
2013-11-01
28/56
1
Имя файла: Monsters.University.2013.3D.1080p.Bluray.HSBS.X264.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG-4 AVC, 9170 Кбит/с, 1920x1080 Аудио:
Аудио 1: Русский (6 ch, 640 Кбит/с)
Аудио 2: Английский (6 ch, 640 Кбит/с)
Перевод: Дублированный [лицензия]
3D
Стереоформат: Горизонтальная анаморфная стереопара. Для просмотра этого фильма в 3D формате необходимо соответствующее оборудование.
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
7,7 Гб
-
2013-10-31
22/38
3
Имя файла: Monsters.University.2013.1080p.BluRay.DTS.x264-SbR.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: DTS Видео: MPEG-4 AVC, 14 Мбит/с, 1920x1080 Аудио:
Имя файла: MonstersUniversity(2013)3D-halfOU.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG-4 AVC, 8122 Кбит/с, 1920x1080 Аудио:
Аудио 1: Русский (6 ch, 640 Кбит/с)
Аудио 2: Английский (6 ch, 640 Кбит/с)
Перевод: Дублированный [лицензия] Субтитры: Русские
3D
Стереоформат: Вертикальная анаморфная стереопара. Для просмотра этого фильма в 3D формате необходимо соответствующее оборудование.
BDRip
Дублированный, проффесион.
1920x1080
7,0 Гб
-
2013-10-31
10/34
0
Имя файла: Monsters.University.2013.720p.BluRay.AC3.x264-SbR.mkv Формат: MKV Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG-4 AVC, 6568 Кбит/с, 1280x720 Аудио:
Имя файла: Monsters University 2013 1080p 3D Blu-ray AVC TrueHD 7.1-BlueBird Формат: ISO Видео кодек: H.26x Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG-4 AVC, 23.3 Мбит/с, 1920x1080 Аудио:
Аудио 1: Русский (AC3, 6 ch, 640 Кбит/с)
Аудио 2: испанский (AC3, 6 ch, 640 Кбит/с)
Аудио 3: португальский (AC3, 6 ch, 640 Кбит/с)
Аудио 4: казахский (AC3, 6 ch, 640 Кбит/с)
Аудио 5: английский (TrueHD, 8 ch, 2099 Кбит/с)
Аудио 6: английский (AC3, 2 ch, 320 Кбит/с)
Перевод: Первый канал (ОРТ) Перевод: Дублированный (Лицензия) Субтитры: Русские, английские, испанские, португальские