Начало
Детство актера прошло на маленькой таежной железнодорожной станции. Можно только догадываться, какие приключения грезились мальчишке под стук колес, куда уводила в мечтах бесконечная лента гудящих рельс. Эта ритмичная, располагающая к размышлению «музыка» звучит в нем до сих пор. Казалось, судьба мальчика была решена «с колыбели». Но однажды в поселок привезли кино, и маленький Дальвин был пленен «великой иллюзией». Деревянный клуб с земляным полом стал для Дальвина отправной точкой в его творческой биографии. Его первыми «учителями» были актеры героического советского кино - Б.Бабочкин, Н.Симонов и «маленький человек» Чарли Чаплин, понятный без слов. А дальше все, как и у многих мальчишек, родившихся до войны: босоногое, полуголодное военное детство, школьные годы, увлеченные занятия в местном драмкружке, который и посеял в парне любовь к театру и сцене.
Учёба
В юношеские годы Дальвин Щербаков поехал в Москву, потому что только там можно было "выучиться на настоящего артиста". Вступительные экзамены, которые паренек из далекой Сибири сдал без единой заминки, и учеба в знаменитом ВГИКе в актерской мастерской у легендарного Бориса Чиркова, именитого Сегеля, популярного Бориса Бабочкина, сыгравшего самого Василия Ивановича Чапаева. Талантливого студента уже на последнем курсе учебы ввели в основной состав труппы Московского театра драмы и комедии на Таганке, доверили главные роли в ведущих спектаклях театра.
В 1966 году окончил ВГИК (мастерская Б. Чиркова, Я. Сегеля, Б. Бабочкина).
С 1965 года является актёром Московского театра драмы и комедии на Таганке.
С 1963 года дебют в кино (роль Павла в фильме режиссёра Исидора Анненского «Первый троллейбус»).
Кино
В кино Дальвина Щербакова пригласили ещё в студенческие годы и сразу же на главную роль бригадира с металлического Павла Афанасьева в картине "Первый троллейбус" режиссера Исидора Анненского, который очень точно сформулировал эпоху, зафиксировал время. Щербаковский герой стал абсолютным лицом этого самого времени. Его партнерами на съемочной площадке были: Олег Даль, Олег Анофриев, Георгий Вицин, Евгений Стеблов, даже Савелий Крамаров — блистательный состав, способный удовлетворить вкусы любого зрителя.
Следом Дальвина Щербакова опять приглашают на главную роль безнадежно застенчивого лейтенанта милиции, которого неожиданная любовь лишила бытовой речи и наделила прекрасным тенором Эдурда Хиля в музыкальном фильме-ревю "Когда песня не кончается" у Романа Тихомирова.
Режиссеры любили видного красавца Щербакова и приглашали его на соответствующие его внешности роли: Турнин в картине "Татьянин день", Боря Рудницкий, в которого все одноклассницы были влюблены в культовом фильме конца 60-х с Вячеславом Тихоновым и Ириной Печерниковой режиссера Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника". Волевой Аркадий Лыков в "Эхо далеких снегов", серьезно настроенный Остряков в "Море в огне" и суетной Орлов в "Посланниках вечности".
70-е - 80-е годы
1974 год и вовсе стал для актера продуктивным. После ролей второго плана немного застенчивого Андрея Петровича в фильме "Все улики против него" и страстного Георге Чеботаря в "Гневе", Дальвин Щербаков сыграл одного из эпохальных своих киногероев - старшего инспектора МУРа капитана Андрея Реброва, профессионально разоблачившего военного преступника, долгие годы скрывавшегося под чужим именем, в детективном телесериале Юрия Кавтарадзе "Совесть".
После исполнения этой роли, актера уже невозможно было не замечать, пришла популярность, он стал узнаваемым и в эпизодических ролях: Борис муж Зины в картине "День свадьбы придется уточнить", отец Веденеева в "Тихих троечниках", Андреев в фильме "Утро обреченного прииска".
Сыграв главную роль одного из начальников двух смен Мягкова у Бориса Яшина в социально-психологической драме "Аэропорт со служебного входа", на пару с тезкой Петром Щербаковым, актер, как говориться, попал в "десяточку", приглашения посыпались одно за другим: утвердили на роль в телеспектакле "Десять дней, которые потрясли мир", на роль ученого в "Днях и годах Николая Батыгина", Малышева "Под знаком Красного креста", пригласили на съемки картины "Человек свиты" сыграть одну из главных ролей - Родионцева.
И вот после такого плодотворного на роли года 1987, в киношной жизни актера вдруг наступило затишье, казалось, режиссеры просто подзабыли о талантливом Дальвине Щербакове. Актер не унывал, он терпеливо ждал своего часа и он пришел. Режиссеры Александр Просянов и Александр Бойко утвердили именитого актера, причем без всяких проб, на одну из главных ролей главаря мафии Романа Борисовича Харитонова в криминальную драму "В русском стиле".
А уж потом пошло-поехало, вспомнили Дальвина Щербакова окончательно и на сей раз надолго: скромный сосед Жигин в авантюрно-иронической мелодраме "Террористка" Станислава Раздорского, хитроватый Сват Наум в "Лесной царевне". А тут еще в кино наступила сериальная пора. Работа в сериалах не то что бы прельщала Щербакова, но она его и не тяготила. Актер успешно снялся в роли Федора Петровича в многочисленных сериях "На углу, у Патриарших". Блестяще сыграл прокурора Михайлова в "Стилете-2", Морского Змея - Бориса Полунина в "Охоте на пиранью".
Дубляж и озвучка
После озвучивания анимационной американской ленты "Лис и пес | Fox and the Hound, The" "Щербаковский голос" заметили. Актера наперебой стали приглашать на озвучивание ролей, в основном в картинах производства США, Франции, Дании: "Славные парни | Goodfellas", "Горец II: Оживление | Highlander II: The Quickening", "Человек в железной маске | Man in the Iron Mask, The", "Гонщик | Driven", "Пока не сыграл в ящик | Bucket List, The", "Пила IV | Saw IV" и многие другие. Пришлось актеру озвучить и несколько своих, родных картин: в фильме "Наследство" роль майора милиции прозвучала голосом Дальвина Щербакова, в киноромане "Война и мир" - граф Ростов, в сериале "Каменская" - Любомирас Лауцявичус.
Театр
Судьба заслуженного артиста России Дальвина Щербакова неразрывно связана с легендарным Театром на Таганке. Здесь он сыграл свои лучшие роли, раскрывшись как актер философского склада с богатой эмоциональной палитрой. В этом году исполняется пятьдесят лет творческой деятельности мастера.
Выбрав в юности актерскую стезю, Д. Щербаков обрек себя на добровольный плен - как известно, профессия актера - одна из самых зависимых. Глубина и богатство таланта, самобытность Дальвина вот уже полвека позволяют ему и в плену профессии оставаться свободным в выражении своей жизненной позиции, отстаивать духовную свободу в своих ролях. Он, как и его романтический Мастер, свободен в палате сумасшедшего дома под названием «театр».
Про свою личную жизнь Дальвин Щербаков никогда и ни с кем не делился словами, ни в каких СМИ о нем ничего не мелькало. А может так и надо? Живет талантливый человек на этом "белом свете" тихо, мирно, делая свою любимое дело…